Sunday, January 17, 2010

Генри С. Солт о правах животных и гуманной диете / Henry Stephens Salt (1951-1939)

Генри Стивенс Солт
(Henry Stephens Salt, 20 сентября 1851 – 19 апреля 1939) –
английский писатель, гуманист; активный участник движения за социальные реформы в разных областях жизни человека, а также животных.

Он был знаменитым этичным вегетарианцем, противником вивисекции, социалистом и пацифистом. Кроме того, Солт прославился как литературный критик, биограф, ученый и натуралист.

Дружил с Махатмой Ганди и Бернардом Шоу. Именно Солт впервые познакомил Ганди с работами Генри Дэвида Торо.

Выпускник Итонского колледжа.

В 1891 году основал «Гуманитарную лигу» (Humanitarian League) для лоббирования запрета на охоту.

В 1892 году Генри Стивенс Солт своим сочинением «Права животных: связь с социальным прогрессом» (Animals' Rights: Considered in Relation to Social Progress (1892) осуществил, по мнению некоторых исследователей, «прорыв в эпистемологии».

Солт писал, что главной целью его работы было «последовательно и вразумительно указать на принципы, лежащие в основе идеи о правах животных, и показать, что те же самые принципы составляют базис других разнообразных усилий реформаторов-гуманистов».

Солт пишет, что в то время на животных смотрели, как на собственность, а не носителей прав:
«Даже ведущие защитники животных старались избегать единственно необходимой идеи о том, что животные, как и люди, хотя, конечно, в гораздо меньшей степени, обладают индивидуальностью, и поэтому по справедливости должны иметь право жить своей жизнью в той мере „ограниченной свободы“, на которую указывает Герберт Спенсер».
[Salt, Henry S. Animals' Rights: Considered in Relation to Social Progress]

Солт утверждал, что неправильно требовать прав для животных, одновременно подчиняя их интересам человека и рассматривая жизнь человека как более ценную с точки зрения морали: «то, что жизнь животного не имеет ценности… — это идея, которая не может быть принята передовыми гуманистами сегодняшнего дня; это совершенно произвольное допущение, вступающее в противоречие с нашим природным чутьем, с доказательствами науки, и совершенно губительно (если хорошо об этом поразмыслить) для любой полноценной реализация прав животных. Если мы когда-нибудь решим относится к низшим расам справедливо, мы должны избавиться от старомодной идеи о „гигантской пропасти“ между ними и человечеством, и должны осознать те узы гуманности, которые объединяют всех живых существ в одно вселенское братство».
[Salt, Henry S. Animals' Rights: Considered in Relation to Social Progress]


*
Генри Стивенс Солт:

Если "Права" действительно существуют (а интуиция и практика бесспорно свидетельствуют именно об этом), было бы по меньшей мере несправедливо наделять правами лишь людей, отказывая в оных животным, ибо один и тот же принцип справедливости и сострадания применим в обоих случаях.

"Боль есть боль, – говорит Хамфри Прайматт, – вне зависимости от того, испытывает её человек или животное"; и мучимое существо, будь то животное или человек, испытывая страдание, страдает от Зла. Зло влечёт мучения, которые незаслуженны и беспричинны, которые не есть наказание за содеянное, которые не послужат никакой благой цели и которые являются лишь проявлением силы и власти безнаказанно творить злодеяния. Причину этого надо искать в жестокости и несправедливости, присущих людям.

"Права животных", 1894

*
"Напротив, я считаю, что человек в процессе "гуманизации" не кулинарными школами, но школами философской мысли, откажется от варварской привычки поедания плоти умерщвленных животных и постепенно разовьёт чистую, простую, более гуманную и, стало быть, более цивилизованную диету.

Сегодняшние корабли по перевозке животных напоминают мне худший вариант кораблей работорговцев пятидесятилетней давности... Существующая практика убийства животных в пищу человеку, в варварстве и жестокости своей, являет прямую противоположность тому, что я понимаю под "гуманностью диеты".

Вегетарианство – это диета будущего. Это столь же верно, как и то, что мясоедение принадлежит прошлому. В этом столь привычном и одновременно столь разительном контрасте – овощная лавка по соседству с мясной – жизнь преподносит нам неоценимый урок. С одной стороны мы можем видеть варварство и дикость в действии – обезглавленные туши, застывшие в жутковатом подобии живых существ, суставы, куски окровавленной плоти, внутренние органы с их тошнотворным запахом, пронзительный визг ножовки, рассекающей кость, глухие удары топора – весь этот несмолкаемый вопль протеста против ужасов мясоедения. И в пику этому пугающему зрелищу, тут же рядом можно видеть богатство россыпей золотых фруктов, достойное пера поэта, – пищи, абсолютно соответствующей физическому строению и врождённым инстинктам человека, пищи, способной с лихвой удовлетворить все мыслимые потребности человеческого организма. Видя этот разительный контраст и осознавая все те нелёгкие шаги, которые необходимо сделать, и те трудности, которые предстоит преодолеть, остаётся ли место сомнениям, что этот путь развития, который нам предстоит пройти от варварства к гуманности, явственно представлен здесь и сейчас перед нашим взором.

Эта логика мясной лавки есть прямая противоположность истинного почитания всего живого, ибо она подразумевает, что настоящий любитель животных – тот, чья кладовая полнее ими набита:
Тот молится лучше, кто лучше ест
Всех тварей больших и малых...
(игра слов и перефразировка куплета старинной песни)

(Генри С. Солт, "Гуманность диеты")

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...