Sunday, April 02, 2017

Документальный фильм «Зоопарк-революция» - часть 1/ Zoo Revolution (2013) explores ethical debate about zoos

Документальный фильм «Зоопарк-революция» (Zoo Revolution, 2013) увлекает зрителя в самое сердце горячих дебатов по поводу значения и пользы зоопарков в 21-м веке. Независимо от того, любят их или ненавидят – зоопарки являются огромной бизнес-индустрией. По всему миру зоопарки привлекают ежегодно около 700 миллионов посетителей.

Многие защитники животных обращают внимание на колоссальную трату ресурсов, которые гораздо полезнее было бы вкладывать в дикую природу, где все без исключения виды животных несут чудовищные потери вследствие утраты ареалов обитания, климатических изменений, а также из-за истребления браконьерами.
Сторонники зоопарков подчеркивают важность последних в процессе восстановления утраченной людьми связи с природой и взаимоотношений с животным миром. Без этих взаимоотношений многие виды животных продолжат непрерывно приближаться к вымиранию, не привлекая общественного внимания и не вызывая тревоги.

Документальная лента «Зоопарк-революция» (Zoo Revolution) представляет целый ряд интервью – как сторонников, так и противников зоопарков.



* * *
Автор фильма – Джефф Д'Эон (Geoff D’Eon), известный английский журналист, писатель, режиссер, продюсер.

Когда-то, в конце 1950-х годов, родители взяли маленького Джеффа в лондонский зоопарк, посмотреть на «чаепитие шимпанзе». Он вспоминает:
«Самцов шимпанзе наряжали в жилеты и шляпы-котелки, а самок – в платья; ставили на стол чашки и крохотные пирожные, а когда животные разрушали всю эту красоту, толпа помирала со смеху. Такое вот было развлечение, и никто не видел в нем ничего дурного. А после этого мы катались на слонах».

В 2013 году Джефф Д'Эон выпустил документальный фильм «Зоопарк-революция»; он сценарист и режиссер этой ленты.

Джефф признаётся, что когда к нему впервые обратились с предложением снять фильм о зоопарках, он и понятия не имел о том, какие горячие дебаты ведутся по поводу того, приносят ли они больше вреда, или пользы.

Джефф Д'Эон в интервью отметил:
«Как и все люди, я категорически против жестокого обращения с животными. Однако раньше, посещая зоопарки, я ничего плохого не увидел».

Это мнение он высказал еще до того, как начал обзванивать различные зоопарки мира с просьбой о проведении там съемок и интервью с сотрудниками.

Многие из тех, к кому обращался режиссер, ответили отказом. Участвовать в съемках отказались все без исключения аквариумы и водные зоопарки. Отказался и Лондонский зоопарк, хотя мнение его сотрудников Джефф Д'Эон очень хотел включить в свою картину:
«Самое трудное в работе над этим фильмом – невозможность получить доступ во все зоопарки, которые мы хотели посетить».

В то же время режиссер отметил, что зоопарки – это масштабнейшая индустрия, привлекающая ежегодно более 700 миллионов посетителей по всему миру:

«Например, в Северной Америке в зоопарки ходит людей больше, чем на все спортивные мероприятия вместе взятые. Надо понимать, что имеешь дело с огромной индустрией, представители которой осмотрительно и трепетно относятся к своему имиджу, защищая его».

Тем не менее, Джеффу Д'Эону и его съемочной группе удалось посетить около десятка зоопарков, от крупных городских до неофициальных передвижных.

Некоторые, например, Зоопарки Виктория (Zoos Victoria) в Мельбурне, Австралия, были рады посетителям и с гордостью рассказывали о своей работе, которая, они убеждены, способствует укреплению взаимопонимания между людьми и животными, а также охране природы.

Канадские зоопарки, рассказывает Джефф Д'Эон, «открывали перед нами двери, однако не без колебаний и оговорок». Зоопарк в Торонто отказался говорить о содержащихся там слонах. В адрес зоопарка с протестом выступили зоозащитники, критикуя неприемлемые условия содержания слонов, – после чего животных планируется переправить в заповедник в Калифорнии.

Авторы фильма даже не пытались договориться об интервью с владельцами полулегальных передвижных зверинцев, где запрещена любая фотосъемка. Съемки велись тайком, режиссер и его коллеги выступали в роли обычных посетителей-туристов.
«Каждый раз, когда приходишь куда-то, где содержатся животные и где при этом запрещена фотосъемка – автоматически возникают подозрения об условиях содержания и обращении с этими животными», – комментирует режиссер, называя некоторые из подобных зверинцев «шоу ужасов».

Помимо фиксирования условий содержания животных в ряде зоопарков, создатели фильма провели интервью со специалистами, придерживающимися различных взглядов на право существования зоопарков.
Среди них:

Дженни Грей (Jenny Grey), исполнительный директор австралийского конгломерата Зоопарки Виктории, куда входят «Зоопарк под открытым небом в Верриби» (Werribee Open Range Zoo), Зоопарк Мельбурна (Melbourne Zoo) и Заповедник Хилсвилл (Healesville Sanctuary). Она считает, что современные зоопарки играют важную роль в сохранении вымирающих видов животных.

Уилл Треверс (Will Travers), исполнительный директор Фонда «Рожденные свободными» (Born Free Foundation), который убежден: средства, затрачиваемые на зоопарковые хозяйства – пустая трата, мешающая финансированию действительно эффективных природоохранных проектов, таких как сохранение ареалов обитания.

• Прославленная приматолог Джейн Гудолл (Jane Goodall), которая считает, что некоторые из зоопарков делают доброе дело в области образования, но есть и такие, где с животными обращаются плохо.

Напряженная дискуссия требует от современных зоопарков адекватной реакции и изменений в соответствии с ожиданиями общественности, считает режиссер фильма: «По моему мнению, несомненно то, что зоопарки находятся в процессе изменений, пересматривая отношение к животным и к способу демонстрации их посетителям».

Многие зоопарки перестраивают помещения и площадки содержания животных, чтобы дать им больше свободы и пространства, а также чтобы между животными и посетителями зоопарков было меньше преград. Сотрудники зоопарков больше заботятся о потребностях животных; о том, какие виды животных приемлемо демонстрировать в том или ином зоопарке, принимая во внимание местный климат.

Подводя итоги, Джефф Д'Эон признаётся: в процессе работы над фильмом он столкнулся с недостатками, которых раньше в зоопарках не замечал. Однако общее впечатление – «зоопарки, видимо, несут больше пользы, чем вреда»; кроме тех зоопарковых «шоу ужасов», которые должны быть немедленно закрыты.
(См. также: Печаль животных в неволе)

Однако авторы картины не хотели бы, чтобы их точка зрения была слишком очевидна. Фильм дает возможность высказать самые противоположные взгляды на проблему зоопарков; его задача – «открыть глаза общественности»: «Чтобы посещая зоопарк, люди более критичным взглядом оценивали то, что им показывают. Тогда они смогут сделать зрелые и обоснованные выводы и решить для себя, несут ли зоопарки добро, или зло».

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Далее: стенограмма документельного фильма Zoo Revolution в моём переводе на русский язык - часть 2; часть 3.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...